Главная»Медиум для масс - сознание через глаз. Фотомонтаж и оптический поворот в раннесоветской России
Медиум для масс - сознание через глаз. Фотомонтаж и оптический поворот в раннесоветской России
Рейтинг:
Седьмая книга серии «ГАРАЖ.txt» написана профессором кафедры антропологии и кафедры славянских языков Принстонского университета Сергеем Ушакиным. Его исследование посвящено явлению фотомонтажа в раннесоветской России. Эта книга о том, как фотомонтаж стал одним из самых востребованных жанров в середине 1920-х. Соединив в себе документальность (фотографии) и артистизм (фотомонтера), он предложил новый взгляд на реальность: взгляд, в котором разно-родность вещей усиливалась их разно-видностью. Используя фотомонтаж в качестве основного примера, книга показывает, как в первые 15 лет после Октябрьской революции формировалась новая «культура глаза» и новый оптический режим. «Фотомонтаж, как всякое новое искусство, не случаен. Потребность в миллионах стенных газет, агитплакатов, обложек и т. д. вынудила изоискусство стать в уровень с социалистической стройкой. И тогда в силу отставания старых видов искусства (гравюры, рисунки и т. д.) пришло гибкое, подвижное, пользующееся всеми техническими достижениями фото и полиграфии, искусство фотомонтажа… Фотомонтаж стал распространенным видом нашего самодеятельного искусства, а также и рабкоровского движения. Не красота, не эстетские приемы, а целеустремленность, исходящая из политических принципов, создает новый вид искусства».
Медиум для масс - сознание через глаз. Фотомонтаж и оптический поворот в раннесоветской России
Фильмы Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» и «Иван Грозный», которым посвящены два первых раздела этой книги, вошли в сокровищницу мирового кино — о них написано множество книг и статей на разных языках ➤ подробнее about Этюды об Эйзенштейне и Пушкине.
«Метафора theatrum mundi (“мир как театр”) с незапамятных времен сопряжена с попытками объяснить окружающее через театральные понятия: сцены, игры или зрителя ➤ подробнее about Theatrim Mudi. Подвижный лексикон.
Герварт Вальден (1878-1941) - немецкий галерист и основатель интернационального художественного движения "Штурм", в 1930-е годы живший в Москве. В первой отечественной биографии Вальдена его деятельность осмысляется в свете современных представлений о кураторских практиках ➤ подробнее about Герварт Вальден - куратор нового искусства. Жизнь и судьба.
Поразительное разнообразие "невероятных феноменов" в СССР - характерная черта эпохи застоя. Идеи о скрытых резервах тела и тайных способностях мозга, о поисках снежного человека и о контакте с внеземными цивилизациями захватывали воображение множества советских граждан ➤ подробнее about Убывающий мир. История "невероятного" в позднем СССР.