Фильмы Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» и «Иван Грозный», которым посвящены два первых раздела этой книги, вошли в сокровищницу мирового кино — о них написано множество книг и статей на разных языках. О романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» — его автор анализирует в третьей главе — существует целая библиотека исследований и комментариев. Киновед Наум Клейман работал над собранными в издании аналитическими этюдами на протяжении пяти десятилетий. Учась у предшествующих и современных исследователей, он в то же время старался обращаться напрямую к текстам классических произведений — не только к завершенным, но и к черновым вариантам, а также к окружающим их документам и свидетельствам. Внимательное, непредубежденное и доверительное отношение к самим классикам — вместе с нашим историческим опытом — может, по убеждению автора, обеспечить новое, иногда непривычное прочтение пророческих смыслов и эстетических открытий в, казалось бы, знакомых творениях.
«Метафора theatrum mundi (“мир как театр”) с незапамятных времен сопряжена с попытками объяснить окружающее через театральные понятия: сцены, игры или зрителя ➤ подробнее about Theatrim Mudi. Подвижный лексикон.
Герварт Вальден (1878-1941) - немецкий галерист и основатель интернационального художественного движения "Штурм", в 1930-е годы живший в Москве. В первой отечественной биографии Вальдена его деятельность осмысляется в свете современных представлений о кураторских практиках ➤ подробнее about Герварт Вальден - куратор нового искусства. Жизнь и судьба.
Поразительное разнообразие "невероятных феноменов" в СССР - характерная черта эпохи застоя. Идеи о скрытых резервах тела и тайных способностях мозга, о поисках снежного человека и о контакте с внеземными цивилизациями захватывали воображение множества советских граждан ➤ подробнее about Убывающий мир. История "невероятного" в позднем СССР.
В издании представлена 101 российская художественная самоорганизация — от Калининграда до Владивостока. Книга «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020» — результат долгосрочного исследовательского проекта, инициированного научным отделом Музея «Гараж» в 2015 году ➤ подробнее about Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020.