Книга Александра Боровского, известного искусствоведа и куратора, заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, представляет собой собрание "портретов" современных художников. С одной стороны, тексты, вошедшие в книгу, писались по случаю выставок, с другой, их совокупность волей-неволей адресует к одной из самых знаменитых книг данного жанра - к "Профилям" А. Эфроса. Собранные вместе, эти тексты характеризуют не только героев, но и автора - его способ письма, излюбленные им сквозные сюжеты. В данном случае главным сюжетом является индивидуальность художника и связанная с ним полемика против излишеств контекстуального подхода в пользу артикуляции персонального.
Книга петербургского историка и критика балета Инны Скляревской - первая монография на русском языке, посвященная танцовщице Марии Тальони - одной из важнейших фигур эпохи романтизма ➤ подробнее about Тальони. Феномен и миф.
В фокусе внимания Ирины Вакар - знаковые фигуры и важнейшие направления русского живописного авангарда. Существовал ли "русский сезаннизм"? Какую роль сыграл импрессионизм в начале и конце пути художников авангарда? Чем творчество Ларионова, Малевича, Татлина оказалось схожим с творчеством Пикассо ➤ подробнее about Люди и измы. К истории авангарда?
Герои книги санкт-петербургского культуролога В. Дегтярева - немецкий иезуит Атаназиус Кирхер, английский художник Эдвард Берн-Джонс, архитектор Огастес Уэлби Пьюджин и не нуждающийся в представлении Льюис Кэрролл. Ее сквозные темы - прошлое и механизмы ➤ подробнее about Прошлое как область творчества.
"Чудесное", "объективная случайность", "конвульсивная красота", - что объединяет между собой эти понятия - талисманы сюрреализма ➤ подробнее about Компульсивная красота?
Книга посвящена искусству авангарда ХIХ-ХХ веков на Западе и в России. Теоретические тексты и художественные практики авангарда рассматриваются в их интенсивном взаимодействии с политическими идеологиями и движениями рубежа веков ➤ подробнее about Политика авангарда.